Одинаковых семей не существует. В каждой семье есть свои традиции и свои особенности. Но, несмотря на различные уклады жизни во всех семьях, где подрастают дети с уравновешенным характером, есть одна общая особенность – ровные, доброжелательные отношения взрослых и детей. Нужно ли быть другом своему ребёнку? Некоторые родители считают, что дружба – это отношения равных, а взрослые, воспитывая своих детей, не могут ронять свой авторитет таким отношением с ребёнком. Такие родители опасаются, что их не будут уважать и слушаться. Они настойчивы и последовательны в своей позиции непогрешимых взрослых и считают, что правильным может быть только их мнение. Нетерпимо относясь к упрямству детей, они не идут ни на какие компромиссы и уступки: требуют от ребёнка беспрекословного послушания, пунктуального соблюдения режима дня, не доверяют ни опыту ребёнка, ни его возрастающей самостоятельности. Любовь к ребёнку носит принципиальный характер. Привлекая ребёнка к труду, помощи, родители говорят: « ты должен трудиться, мы же трудимся». Боясь наказания или выговора, ребёнок выполнит поручение, но в следующий раз он будет стремиться его избежать, потому что чувства его не отозвались на такое обращение взрослого. Характер у ребёнка воспитывается, но родители замечают, что он совсем не соответствует их идеалу: часто возникающее у сына или дочери чувство личностной неполноценности становится основой неуверенности в себе, а постоянные запреты, вызывая желание сделать наоборот, проявляются в капризах, упрямстве. «Зачем запрещать ребёнку что-то, да ещё заставлять его помогать? Пусть играет, - говорят иные родители. – Он ещё маленький, вот подрастёт, тогда и будем с него требовать». В таких семьях, оберегая детство малыша, всё делают за него. Ребёнок одновременно и властелин и опекаемое , изнеженное и зависимое дитя. Из года в год, живя только своими интересами и желаниями, он не умеет замечать переживания и трудности других людей, считаться с их желаниями и преодолевать свои, когда это необходимо. Но, может происходить и немного по другому: лишение ребёнка самостоятельности, излишняя опека родителей (эмоциональное выражение постоянной тревоги, необоснованное удерживание ребёнка около себя) создают чрезмерную зависимость его от состояний взрослых, что мешает ему при общении со сверстниками. Основой воспитания положительных черт характера ребёнка (самостоятельности, ответственности, чувства собственного достоинства, отзывчивости) могут быть только дружеские взаимоотношения взрослых и детей, отношения на равных. Не следует забывать, что дошкольники очень отзывчивы и могут хорошо понимать взрослого. Вспомните, часто ли вы делились с сыном или дочкой тем, что знать им нельзя ни в коем случае – своими страхами за них. Взрослые подробно и красочно описывают ребёнку переживаемые ими минуты страха за него. Эти яркие картины становятся частью сознания ребёнка и влияют на развитие его характера, создавая основу для возникновения несамостоятельности, чувства тревоги. Не лучше ли рассказать ему, придя с работы вечером, о своей усталости и попросить его: «Помоги мне, сынок». Ребёнок забудет о своих играх и игрушках, чтобы помочь вам своей заботой, а вам не придётся взывать к его чувству долга. Не бойтесь рассказать ему об обиде , которую вам причинили, о своём чувстве стыда за совершённую ошибку. Только при доверительном общении взрослого и ребёнка, когда взрослый не боится выглядеть слабым и смешным, дети не только правильно поймут ваши переживания, но и станут отзывчивыми, чуткими, заботливыми, превращаясь в настоящих друзей.
|